
Первый раз я прочитала эту книгу, еще учась в старших классах. Понятное дело, меня тогда больше всего интересовала главная героиня и ее любовные перепетии. Восхищаясь красотой, обаянием и жизненной силой Скарлетт, я совершенно упускала из виду ее плохие качества. Нет, потом, конечно, я поняла многое, книгу я перечитывала, кажется, еще раз где-то в двадцать с небольшим, но в основном мои впечатления обновлялись фильмом, который достаточно часто крутили по телевизору. Да и до сих пор, нет-нет, да и покажут. Фильм, безусловно, прекрасен. Вивьен Ли великолепна. Но дело даже не в том, что в фильме изрядно подсократили сюжет, а в том, как расставлены акценты. Лично я при последнем прочтении уведила совсем другой мир, другую Скарлетт, других главных героев, и, самое главное, другое настроение.
Сразу скажу, любовная история Скарлетт и Ретта теперь меня мало интересовала, по большому счету она вообще не очень интересна, потому как по сути банальна. Совершенно типичная такая лав-стори, еще Вильям наш Шекспир ваял истории подобного рода (я про "Укрощение строптивой", если кому непонятно). Ну, в том смысле, что у героя и героини начинается конфликт, на фоне которого они оба не могут понять, что на самом деле друг друга любят, а не ненавидят. Растиражировано это многократно, все любовные романчики в мягких обложках про это. Единственное, что можно назвать оригинальным - это отсутствие хеппи-энда, но написали же продолжение, где Скарлетт-таки добивается Ретта, так что с этим лично для меня все понятно и не очень интересно.
На мой взгляд, книга не совсем про любовь Ретта и Скарлетт, и даже не про саму Скарлетт и ее силу духа. Книга, скорее, о том, как разрушается привычный мир, и как люди по-разному на это реагируют, приспосабливаются ли, ломают ли себя, или, возможно, ломаются сами. И при этом у меня возникла очень четкая аналогия с тем крушением, которое пережили мои ровесники или люди постарше, когда распался Союз. А вообще, я неожиданно нашла в книге очень близкий мне персонаж. И это вовсе не Скарлетт, и не святая Мелани. Это (сейчас вы сильно удивитесь) Эшли (если не обращать внимание на гендерные различия).
Давайте, для начала, пройдемся по героям. Начнем, разумеется, со Скарлетт. Да, в ней есть все, что показано в фильме. И красота, и бешеное обаяние, и неуемная энергия и воля к жизни. А вот другие качества в фильме немного завуалированы. А вот в книге дается ее оценка, кстати, очень нелестная. По книге Скарлетт глупа. Да, да, именно так. Автор несколько раз говорит об этом прямым текстом. Глупа, не в смысле ничего не соображает, а глупа в понимании глубины мыслей, способности анализировать и рефлексировать. Вообще, ее мало интересует все, что не касается денег. А вот зарабатывать деньги - да, это ее. Она прекрасно считает и рассчитывает прибыль, понимает в управлении, и при этом обладает деловой хваткой и беспринципностью. Прямо живой портрет бизнесменов девяностых. Там и полное безразличие к тому, каким путем достаются деньги (Скарлетт, между прочим, мошенничала, и использовала труд каторжников, над которыми поставила совершенного садиста), и даже любовь к роскоши на грани безвкусия - как только Скралетт разбогатела, она отгрохала абсолютно безвкусный дворец с золочеными периллами и бархатными портьерами. Ничего не напоминает? Не хватает только золотых цепей, малинового пиджака и золотого унитаза. Хотя, золотую цепь вполне можно заменить ее обручальным кольцом - она заставила Ретта купить ей кольцо с огромным кричащим бриллиантом, малиновые пиджаки - на кричащие и безвкусные туалеты. И это непременное желание - стать богатой, чтобы иметь возможность послать всех к чертовой матери. Да, да, именно в это трансформировалось ее первое желание - никогда не голодать.
В начале романа Скарлетт просто милая и живая девушка из хорошей и богатой семьи, эгоистичная и избалованная, привыкшая за красивые глаза получать все, что ни пожелает. Единственное, чего она не смогла получить - это Эшли. Оттого-то она и зациклилась на нем на столько лет, тут вообще не про любовь, вряд ли Скарлетт вообще на это способна. Кстати, именно об этом Митчелл и говорит в конце книги - Скарлетт никогда не понимала Эшли, не могла вычислить его поступков, и именно поэтому вела себя как ребенок, которому не дали вожделенной игрушки. Когда она понимает, что Эшли все-таки женится на другой, она начинает творить глупости, попутно ломая судьбы других людей, совершенно об этом не задумываясь.
Теперь насчет Эшли. Принято считать его тряпкой, слабовольным глупцом и недоумевать, что там в нем нашла Скарлетт. Уверена, многие делают такие выводы на основе фильма. А там, на мой взгляд, просто чудовищный выбор актера, особенно внешне. Там блин такой сутулый, блеклый, лысеющий дядя. Ужас просто. Так вот, по книге Эшли юн (на начало повествования ему и двадцати нет), божественно красив, прекрасно сложен, и вообще лучший наездник и стрелок графства. Не зря Скарлетт так им увлеклась. Другой вопрос, что он сразу предстает странным. Знаете в чем? Просто на фоне недалекой золотой молодежи своего круга - детей богатых владельцев хлопковых плантаций, он не слишком интересовался скачками, охотой, азартными играми и бухаловом. Нет, он умел это делать и делал лучше других, но в отличие от остальных не считал это делом своей жизни. Он, сука такая, любил читать и мечтать. Чего многие не понимали. Вот лично для меня это, скорее, плюс, чем минус.
Трагедия Эшли не в том, что он тряпка и небизнесмен. Трагедия Эшли, как и очень многих других обломков старого разрушенного Юга именно в том, что он не смог найти себя в новой реальности. Ну, не его это было. Не мог он здесь почувствовать себя в своей тарелке. Он умел работать, но не умел делать деньги. Он делал все, что мог, но все равно воспринимал себя чужим в новом мире. Он хотел делать то, для чего он был рожден - читать книги, управлять поместьем, растить и воспитывать детей со спокойной и любящей женой. Это плохо? Ну, как бы, с точки зрения Скарлетт и таких, как она, конечно, плохо. Как это можно не делать деньги, когда они почти на дороге валяются? А нужны ли были Эшли такие деньги? Ну, безусловно, хотелось бы иметь прожиточный минимум, позволявший ему спокойно читать и мечтать и наслаждаться тихим семейным счастьем. А вот больше - что-то я сомневаюсь. Он просто очень другой, неприспособленный к таким поворотам.
Тут можно много еще писать, но я думаю, что суть уже понятна. Есть люди, которые не заточены на зарабатывание денег, не потому что они тупые и бездарные. А просто в их системе ценностей деньги не несут такой важности, как у других, а способы зарабатывания в большинстве своем не очень укладываются в их систему жизненных ценностей. Ну, неинтересно им это, если проще. Непонятно, зачем столько сил угрохивать с постоянное улучшение материальной составляющей своей жизни, если эта материальная часть не настолько им важна. Я сейчас не о лентяях, которые возлегают на диване и оправдывают свою тупость и лень всякими внешними обстоятельствами. А в тайне мечтают озолотиться. Я сейчас о людях, которые в принципе умеют и могут работать, и делают это, но вот не получается у них делать на этом большие деньги. Понимаете, о чем я?
И вот это мое желание вернуться обратно, в семидесятые, это как раз оттуда. Я готова работать, я люблю работать и умею это делать. Но мне не хочется вступать в эту грызню за место под солнцем, стараясь выжить отовсюду побольше бабла, и измеряя все этим баблом. Иногда я смотрю на этих людей и восхищаюсь. Но не завидую, потому что с моей точки зрения это бессмысленно, как бег белки в колесе. Непонятно куда, непонятно зачем, но главное - процесс и не дай бог остановиться. Сразу пустота наступает.
И да, я хочу иметь ту самую тихую стабильность, чтобы никто не мешал мне читать книги, писать свои рассказики и романы, любить своего мужчину, не заморачиваясь на выживание. Такие люди, как я и Эшли - это просто люди, которым хорошо в стабильности, они не умеют драться и бороться. Они даже не совсем понимают, зачем это. Точнее, не так. Они могут драться и бороться, если припрет, но будут делать это с искренним непониманием и без пафоса и энтузиазма. Во время перемен, к сожалению, эти люди плохо выживают. Тут на волну успеха поднимаются борцы вроде Скарлетт.
Но, знаете, что? Я намного больше ценю в людях спокойный аналитический ум, мечтательность, умение философствовать, в сочетании с внутренней порядочностью и благородством, нежели агрессивную ограниченность Скарлетт, не способную думать ни о чем, кроме бабла и ее личных хотелок. Хотя,да, образ, безусловно, привлекательный.
И, кстати, скажу сразу. Это не мои домыслы. Маргарет Митчелл прямым текстом пишет про глупость и ограниченность Скарлетт, и про благородство и глубокий ум Эшли. Перечитайте, если не верите. Там все очень ясно и недвусмысленно.
Journal information