Евгения (evaevg) wrote,
Евгения
evaevg

Categories:

"Унесенные ветром", как я их вижу сейчас

        Вот и пришло время для долгожданного и много раз анасированного мной поста про "Унесенные ветром". Совершенно неожиданно для меня он оказался очень созвучным моим недавним постам, что лишний раз доказывает, как полезно поречитывать книги через достаточно большой интервал времени. Если книга хорошая, то она преподнесет вам сюрприз. Кстати, предупреждаю, мое новое видЕние этого романа будет неожиданным для большинства.


        Первый раз я прочитала эту книгу, еще учась в старших классах. Понятное дело, меня тогда больше всего интересовала главная героиня и ее любовные перепетии. Восхищаясь красотой, обаянием и жизненной силой Скарлетт, я совершенно упускала из виду ее плохие качества. Нет, потом, конечно, я поняла многое, книгу я перечитывала, кажется, еще раз где-то в двадцать с небольшим, но в основном мои впечатления обновлялись фильмом, который достаточно часто крутили по телевизору. Да и до сих пор, нет-нет, да и покажут. Фильм, безусловно, прекрасен. Вивьен Ли великолепна. Но дело даже не в том, что в фильме изрядно подсократили сюжет, а в том, как расставлены акценты. Лично я при последнем прочтении уведила совсем другой мир, другую Скарлетт, других главных героев, и, самое главное, другое настроение.

          Сразу скажу, любовная история Скарлетт и Ретта теперь меня мало интересовала, по большому счету она вообще не очень интересна, потому как по сути банальна. Совершенно типичная такая лав-стори, еще Вильям наш Шекспир ваял истории подобного рода (я про "Укрощение строптивой", если кому непонятно). Ну, в том смысле, что у героя и героини начинается конфликт, на фоне которого они оба не могут понять, что на самом деле друг друга любят, а не ненавидят. Растиражировано это многократно, все любовные романчики в мягких обложках про это. Единственное, что можно назвать оригинальным - это отсутствие хеппи-энда, но написали же продолжение, где Скарлетт-таки добивается Ретта, так что с этим лично для меня все понятно и не очень интересно.


        На мой взгляд, книга не совсем про любовь Ретта и Скарлетт, и даже не про саму Скарлетт и ее силу духа.  Книга, скорее, о том, как разрушается привычный мир, и как люди по-разному на это реагируют, приспосабливаются ли, ломают ли себя, или, возможно, ломаются сами. И при этом у меня возникла очень четкая аналогия с тем крушением, которое пережили мои ровесники или люди постарше, когда распался Союз. А вообще, я неожиданно нашла в книге очень близкий мне персонаж. И это вовсе не Скарлетт, и не святая Мелани. Это (сейчас вы сильно удивитесь) Эшли (если не обращать внимание на гендерные различия).

         Давайте, для начала, пройдемся по героям. Начнем, разумеется, со Скарлетт. Да, в ней есть все, что показано в фильме. И красота, и бешеное обаяние, и неуемная энергия и воля к жизни. А вот другие качества в фильме немного завуалированы. А вот в книге дается ее оценка, кстати, очень нелестная. По книге Скарлетт глупа. Да, да, именно так. Автор несколько раз говорит об этом прямым текстом. Глупа, не в смысле ничего не соображает, а глупа в понимании глубины мыслей, способности анализировать и рефлексировать. Вообще, ее мало интересует все, что не касается денег. А вот зарабатывать деньги - да, это ее. Она прекрасно считает и рассчитывает прибыль, понимает в управлении, и при этом обладает деловой хваткой и беспринципностью. Прямо живой портрет бизнесменов девяностых. Там и полное безразличие к тому, каким путем достаются деньги (Скарлетт, между прочим, мошенничала, и использовала труд каторжников, над которыми поставила совершенного садиста), и даже любовь к роскоши на грани безвкусия - как только Скралетт разбогатела, она отгрохала абсолютно безвкусный дворец с золочеными периллами и бархатными портьерами. Ничего не напоминает? Не хватает только золотых цепей, малинового пиджака и золотого унитаза. Хотя, золотую цепь вполне можно заменить ее обручальным кольцом - она заставила Ретта купить ей кольцо с огромным кричащим бриллиантом, малиновые пиджаки - на кричащие и безвкусные туалеты. И это непременное желание - стать богатой, чтобы иметь возможность послать всех к чертовой матери. Да, да, именно в это трансформировалось ее первое желание - никогда не голодать.

        В начале романа Скарлетт просто милая и живая девушка из хорошей и богатой семьи, эгоистичная и избалованная, привыкшая за красивые глаза получать все, что ни пожелает. Единственное, чего она не смогла получить - это Эшли. Оттого-то она и зациклилась на нем на столько лет, тут вообще не про любовь, вряд ли Скарлетт вообще на это способна. Кстати, именно об этом Митчелл и говорит в конце книги - Скарлетт никогда не понимала Эшли, не могла вычислить его поступков, и именно поэтому вела себя как ребенок, которому не дали вожделенной игрушки. Когда она понимает, что Эшли все-таки женится на другой, она начинает творить глупости, попутно ломая судьбы других людей, совершенно об этом не задумываясь.

          Теперь насчет Эшли. Принято считать его тряпкой, слабовольным глупцом и недоумевать, что там в нем нашла Скарлетт. Уверена, многие делают такие выводы на основе фильма. А там, на мой взгляд, просто чудовищный выбор актера, особенно внешне. Там блин такой сутулый, блеклый, лысеющий дядя. Ужас просто. Так вот, по книге Эшли юн (на начало повествования ему и двадцати нет), божественно красив, прекрасно сложен, и вообще лучший наездник и стрелок графства. Не зря Скарлетт так им увлеклась. Другой вопрос, что он сразу предстает странным. Знаете в чем? Просто на фоне недалекой золотой молодежи своего круга - детей богатых владельцев хлопковых плантаций, он не слишком интересовался скачками, охотой, азартными играми и бухаловом. Нет, он умел это делать и делал лучше других, но в отличие от остальных не считал это делом своей жизни. Он, сука такая, любил читать и мечтать. Чего многие не понимали. Вот лично для меня это, скорее, плюс, чем минус.

            Трагедия Эшли не в том, что он тряпка и небизнесмен. Трагедия Эшли, как и очень многих других обломков старого разрушенного Юга именно в том, что он не смог найти себя в новой реальности. Ну, не его это было. Не мог он здесь почувствовать себя в своей тарелке. Он умел работать, но не умел делать деньги. Он делал все, что мог, но все равно воспринимал себя чужим в новом мире. Он хотел делать то, для чего он был рожден - читать книги, управлять поместьем, растить и воспитывать детей со спокойной и любящей женой. Это плохо? Ну, как бы, с точки зрения Скарлетт и таких, как она, конечно, плохо. Как это можно не делать деньги, когда они почти на дороге валяются? А нужны ли были Эшли такие деньги? Ну, безусловно, хотелось бы иметь прожиточный минимум, позволявший ему спокойно читать и мечтать и наслаждаться тихим семейным счастьем. А вот больше - что-то я сомневаюсь. Он просто очень другой, неприспособленный к таким поворотам.

            Тут можно много еще писать, но я думаю, что суть уже понятна. Есть люди, которые не заточены на зарабатывание денег, не потому что они тупые и бездарные. А просто в их системе ценностей деньги не несут такой важности, как у других, а способы зарабатывания в большинстве своем не очень укладываются в их систему жизненных ценностей. Ну, неинтересно им это, если проще. Непонятно, зачем столько сил угрохивать с постоянное улучшение материальной составляющей своей жизни, если эта материальная часть не настолько им важна. Я сейчас не о лентяях, которые возлегают на диване и оправдывают свою тупость и лень всякими внешними обстоятельствами. А в тайне мечтают озолотиться. Я сейчас о людях, которые в принципе умеют и могут работать, и делают это, но вот не получается у них делать на этом большие деньги. Понимаете, о чем я?

            И вот это мое желание вернуться обратно, в семидесятые, это как раз оттуда. Я готова работать, я люблю работать и умею это делать. Но мне не хочется вступать в эту грызню за место под солнцем, стараясь выжить отовсюду побольше бабла, и измеряя все этим баблом. Иногда я смотрю на этих людей и восхищаюсь. Но не завидую, потому что с моей точки зрения это бессмысленно, как бег белки в колесе. Непонятно куда, непонятно зачем, но главное - процесс и не дай бог остановиться. Сразу пустота наступает.

            И да, я хочу иметь ту самую тихую стабильность, чтобы никто не мешал мне читать книги, писать свои рассказики и романы, любить своего мужчину, не заморачиваясь на выживание. Такие люди, как я и Эшли - это просто люди, которым хорошо в стабильности, они не умеют драться и бороться. Они даже не совсем понимают, зачем это. Точнее, не так. Они могут драться и бороться, если припрет, но будут делать это с искренним непониманием и без пафоса и энтузиазма. Во время перемен, к сожалению, эти люди плохо выживают. Тут на волну успеха поднимаются борцы вроде Скарлетт.


          Но, знаете, что? Я намного больше ценю в людях спокойный аналитический ум, мечтательность, умение философствовать, в сочетании с внутренней порядочностью и благородством, нежели агрессивную ограниченность Скарлетт, не способную думать ни о чем, кроме бабла и ее личных хотелок. Хотя,да, образ, безусловно, привлекательный.

          И, кстати, скажу сразу. Это не мои домыслы. Маргарет Митчелл прямым текстом пишет про глупость и ограниченность Скарлетт, и про благородство и глубокий ум Эшли. Перечитайте, если не верите. Там все очень ясно и недвусмысленно.



 
Tags: в поисках счастья, деньги, диванная философия, о жизни, попытка рецензии, чукча читатель
Subscribe
promo evaevg july 13, 16:01 78
Buy for 100 tokens
Ну что, сегодня нам в марафоне повелели отдавать долги, в которых мы вчера признались, а потому деваться некуда, придется мне-таки организовывать сообщество. Честно говоря, идея сыровата, я не совсем себе это представляю, но дорогу осилит идущий, а потому поехали. И да, мне очень нужна будет ваша…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 163 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →