Вообще-то я никогда не хотела водить машину. Ездить на машине пассажиром - это да, а вот самой крутить баранку да жать педали - благодарю покорно, обойдусь. Первые мои экзерсисы на тему вождения случились в период моего первого замужества, ну так, чисто из любопытства я как-то попросила мужа научить меня этому сакральному действу. Муж поначалу мой энтузиазм воспринял благосклонно, хотя сам он любил водить, но еще больше он любил Зеленого змия, а так как совмещать эти две страсти удавалось не всегда, он смекнул, что в те моменты, когда он отдавал бы предпочтение зеленому змию, я бы вполне удачно могла заменить его за рулем. Однако, жизнь тут же внесла свои коррективы и разбила все мечты моего мужа вдребезги после первого же урока. И кстати, мой муж любил меня необычайно, пылинки сдувал, потакал всем моим капризам и никогда не повышал голоса. Пока я не села за руль. И если вы думаете, что я, своим странным стилем вождения поцарапала его машину или нанесла еще какой непоправимый вред нервам мужа и окружающей среде, то вы очень хорошо обо мне думаете. Потому как мы тогда так и не узнали, какой у меня стиль вождения и есть ли он вообще, ибо тронуться с места я так и не смогла. Сорок минут (да, повторю, муж у меня был влюблен и бесконечно терпелив) повторяющейся мантры: "Сцепление, аккуратно выжимаем газ, одновременно тихонечко отпуская сцепление.... (трах-ба-бах, машины дергается и глохнет)... ну, Женя, я же говорю тихонечко, давай еще раз... сцепление, аккуратно..." он осилил почти без мата. Впрочем, даже великому терпению рано или поздно приходит конец, так что еще через полчаса, когда мантра укоротилась до "сцепление, газ, твою мать, ти-хо-нечко, блин, Женя... сцепление...", муж изгнал меня из салона с позором, заявив, что он никогда еще не видел человека, настолько неспособного к вождению, и, хоть любовь его ко мне все еще необычайно велика, но он опасается, что аккурат после того, как я сожгу в машине сцепление (или карбюратор, или еще что-то там, уж и не упомню, какой запчасти я тогда угрожала), его любовь может поубавиться, чего он совершенно не желает, потому как дорожит своим светлым чувством и не готов им рисковать. Правда, справедливости ради, рядом со своим мужем тому же училась Зимина (лет нам было едва за двадцать, дело было на чьей-то даче, вместе учиться нам было веселей), которая была изгнана из-за руля с таким же диагнозом, правда ни Зимина ни ее муж в выражениях не стеснялись, так как оба обладали сильным темпераментом и лидерскими замашками. Через какое-то время нам в голову пришла идея поменяться мужьями (не в смысле о каком тут вы подумали, а именно как инструкторами по вождению) и тут дело пошло. Сереге (мужу Зиминой) кричать на меня было неудобно, все ж таки не жена, а мне перед чужим мужиком облажаться было стыдно, и я вроде как больше старалась. Короче, примерное представление, какие педальки когда жать и как трогаться я худо-бедно осилила, на чем успокоилась и посчитала водительскую карьеру завершенной.
Следующий опыт был очень странным и неожиданным. Случился он, опять же, не без участия Зиминой, в одной из первых наших поездок за границу (Греция, Кастория, шуб-тур) в далеком 1997 году. Я как-то уже писала об этом, желающие могут найти описание той веселой поездки по тегу "веселые 90-е", но для ленивых позволю тут немного повториться.
Помните ли вы культовый фильм «Особенности национальной охоты»? Особенно то место, где Кузьмич совершает свой вояж по бабам на ментовском уазике, лихо ведя машину и свободно разговаривая с финном по-немецки? Так вот, если вы думаете, что это преувеличение или авторский вымысел, то вы не правы. Ибо в части вождения машины я подвиг Кузьмича повторила, а возможно даже где-то и превзошла.
Не буду вдаваться в подробности того вояжа, но как-то вечером мы с Зиминой устроили дивную по своим масштабам попойку в баре, в результате которой я провела страстную ночь в компании нового греческого знакомого, которую к своему стыду помнила лишь частично. Нет, сама ночь мне в принципе запомнилась достаточно ясно, а вот некоторые детали вечера, предшествующие этой ночи, как-то стерлись из моей памяти.
На утро, Костас (так звали того грека) галантно предложил довезти меня до отеля. Когда мы подошли к машине, он задал мне странный вопрос:
- Do you want to drive? - предлагая мне место за рулем его минивена.
- I don’t drive, - гордо ответила я, после чего мой кавалер как-то подозрительно на меня посмотрел.
Я на этот взгляд внимания не обратила. Тем более, что сказала я ему чистую правду. Если не считать тех нескольких давних уроков, когда я чуть что-то там не сожгла в нашей машине мужу, никаких навыков в управлении транспортным средством у меня так и не появилось.
Вернувшись в отель я зашла в номер, где меня ждала несколько озадаченная Зимина.
- С тобой все в порядке? – первым делом спросила она, глядя на меня как на камикадзе, который по какой-то нелепой случайности вышел из боя живым, хотя возвращения явно не планировалось.
- Ну да, все хорошо! – заверила я ее. - Голова немного болит, а так вроде все в порядке.
- Ну, ты, мать, даешь! – тут же сообщила она мне.
- Чего даю-то? Ну, подумаешь, с Костасом переспала. Можно подумать, ты с Василисом всю ночь в шахматы играла.
- Да я не об этом! Тебя какого черта за руль понесло?
- Меня? За руль? – искренне удивилась я.
И вот тут Зимина рассказала мне забытые мной подробности прошлого вечера, и паззл в моей голове сложился. Когда, пьяные и веселые, мы разъезжались дабы в романтичной обстановке продолжить наше знакомство, Зимина потребовала, чтобы ее посадили за руль кабриолета, на котором приехал ее кавалер. Так как Зимина к тому времени уже имела права и лихо водила по Москве свою красную «девятку», это ее желание было понятным и обоснованным. Но вот когда Зимина уже удобно устроилась на водительском сидении, намереваясь дать по газам, она увидела, что я с видом заправского гонщика, победителя всех существующих «Формул», залезаю на водительское сидение минивена Костаса, она несказанно удивилась. Более того, она намеревалась остановить этот самоубийственный эксперимент, прекрасно зная мои не самые лучшие водительские навыки, но не успела. Я лихо газанула и умчалась по улочкам Кастории в светлую даль.
Чтобы вы поняли, почему Зимина провела беспокойную ночь, я расскажу про особенности города, где я демонстрировала свои умения. Кастория расположена на горе, вокруг живописнейшего озера. Поэтому все улочки отличаются затейливой кривизной и нехилым уклоном. Даже опытная Зимина испытывала некоторые проблемы при вождении. Чего уж говорить обо мне.
Я не знаю, что сказать по этому поводу. Память ко мне так и не вернулась. Могу только предполагать, что спасла меня коробка-автомат (вряд ли я смогла бы справиться с ручным переключением скоростей, этот фокус мне особенно не давался) и тот самый ангел-хранитель, который хранит всех пьяных.
Где-то в начале двухтысячных, когда у меня уже подрастал сын, неожиданно появилась возможность нахаляву поиметь автомобиль. Мама моя в те времена уже имела "девятку", брат тоже на чем-то разъезжал, а потому все семейство решило, что счастье должно обломиться именно мне, а то все водят, и мне пора. Я, честно говоря, так и не прониклась желанием разъезжать на собственном автомобиле, но вроде как, у всех есть, Зимина вот с мамой водят, чем я-то хуже. Тем более, что и тачка имеется бесплатная. (Кому интересно, за какие такие заслуги в те времена раздавали бесплатные машины, сообщу, что места знать надо. На самом деле, такие машины раздавались ветеранам войны, подробностей писать не буду, и так слишком длинный пост, спасибо деду, короче).
Короче, я как раз только что отдала ребенка в детский сад и неспешно подыскивала себе работу, одновременно подтягивая свой английский. Ну и до кучи записалась в автошколу, договорилась с инструктором и начались мои мучения.
Что я вам хочу сказать... Вообще-то, выяснилось, что я неплохой водитель. Да что там скромничать! Когда надо было ехать по прямой - я просто великолепный водитель. А если на дороге, кроме меня вообще никого нет, то я непревзойденный ас и домчу вас с ветерком в любую точку нашей необъятной Родины, при условии, что дорога будет прямой, как стрела, и пустынной, как школы летом. Я даже трогаться научилась вполне себе плавненько, осовила переключения передач и даже (оцените степень мастерства) почти не забывала снять с ручника. Но вот как только дело касалось поворотов и прочих маневров...
Начнем с того, что я путаю право и лево. Точнее, не так. Я просто не сразу соображаю, где право, а где лево. Когда мне говорят, к примеру, "поверни направо" у меня в голове зарождается такая вот цепочка: так, направо - это туда, где правая рука, правой рукой я пишу, если мне надо взять ручку, то какой рукой я ее возьму? этой? стало быть вот она рука, а вот - право. Ну, то есть это занимает секунду-другую. В обычной жизни это не заметно и жить не мешает. А вот за рулем такое торможение может стоить машины, здоровья, а то и самой жизни. Но это еще полбеды, возможно, за годы практики я бы научилась определять направление быстрее. Но вот когда надо было сдавать задом, то мозг мой не выдерживал, потому что там, где лево, получается право, где право - лево, вертеть надо в другую сторону... АААА! И классическое "Ой, все!", бросание руля и будь что будет. Надо отдать должное моему инструктору, дядька попался терпеливый и не без педагогических талантов. И даже через какое-то время научил меня сносно заезжать задом, и даже не глохнуть на горке. Короче, стандартный набор упражнений на площадке я кое-как освоила, хотя чувствовала себя отвратительно неуверенно. И мы поехали в город. И вот тут выяснилось ужасное. Я боялась других водителей. Всех, без исключения. Мне казалось, что они либо ржут надо мной, либо специально желают задавить и разбить мою машину. Потому я шарахалась от каждой тачки, а когда надо было перестраиваться или влезать в поток, я склонна была тупить, пропуская всех - лезть с наглой мордой вперед я отказывалась под страхом смертной казни.
А права, кстати, я получила. Знаете, есть у меня такое качество, очень облегчающее мне жизнь. Я из тех людей, которые умеют сдавать экзамены. Как только я понимаю - это экзамен, отступать некуда - мой мозг мобилизуется и я выдаю такие результаты, на которые в нормальной жизни я вообще не способна. Сколько раз в институте, покидая аудиторию с зачеткой, в которой красовалось "отл" я искренне недоумевала - откуда у меня в голове возникали все эти фразы, которые я задвигала преподу с уверенным и очень умным лицом? Откуда я вообще все это знаю? Что-то похожее, видимо, произошло и в ГИБДД. Под строгим взглядом инспектора я выполняла все очень уверенно и неожиданно правильно. Но, увы, функция эта кратковременная и работает только во время сдачи экзаменов, после чего отключается.
Итак, у меня были права, машина и свободное время. И я решила покорять дороги Москвы. К счастью москвичей и гостей столицы эти планы очень быстро развеялись, и почти никто не пострадал. Я вовремя осознала свою несостоятельность в этом вопросе и позорно капитулировала. По многим причинам.
Ну, начнем с того, что машина мне досталась, как бы это помягче выразиться, не совсем моя. Да, ладно, если уж честно, совсем не моя. Халявные машины, как вы понимаете, не выбирают, а потому мы тупо взяли то, что давали. А давали тогда пятерку (не подумайте, что "БМВ"). Новенькая, беленькая пятерка была всем прекрасна, кроме того, что классика вообще крайне тяжела в управлении. Кстати, водить я училась как раз на пятерке, так что представление об этом имела. Инструктор мой вообще сообщил мне, что после того, как я научусь ездить на классике, все остальные машины покажутся мне просто семечками. Тут врать не буду, я так и не удосужилась проверить это предсказание, возможно когда-нибудь я смогла бы оценить прелести других "неклассических" автомобилей, но явно не в этой жизни. Потому как мне, знаете ли, хватило, с лихвой.
Начать свою водительскую карьеру я решила с самого простого - съездить в соседний магазин. Ну, доехать-то я доехала, тут все было просто - будний день, машин мало. Но вот то, что у магазина надо будет парковаться, я как-то не учла. Точнее, как, поначалу я лихо припарковалась на свободном месте, после чего радостно пошла в магазин, закупилась и вернулась в машину, чрезвычайно гордая собой. Угу, села я, значит, за руль, покупки на заднем сидении разложила, пристягнулась, с ручника сняла, зеркальце поправила,
Я не сдавалась и регулярно выезжала тренировать свои водительские навыки. Делала я это с упорством маньяка, которому нечего терять и невозможно прекратить, потому как против природы не попрешь. Несколько дней я терроризировала все местные парковки, по-моему, обо мне даже стали слагать легенды, как о диком паркующемся призраке, неуловимом и беспощадном. Машина моя приобрела вид лихой и боевой - она несколько раз вступала в схватку с ограждениями и столбами, которые подло поджидали ее на каждом шагу. Я же, в это время, вид имела подавленный и бледный, одна мысль о том, что мне надо снова куда-то ехать и парковаться, приводила меня в уныние и навевала мысли о суициде. Кроме того, у меня стали трястись руки. Дело в том, что пятерка вообще не предполагала такой важной вещи, как гидроусилитель руля. А у меня очень слабые руки, совершенно не избалованные спортом и физическим трудом. Да еще и эта привычка всех новичков - намертво вепляться в руль. Господи, вы даже себе не представляете, как болели у меня руки. Так что ничего удивительного, что меня после руля потрясывало, как в Паркинсоне. Кончилось все это тем, что я-таки умудрилась сильно поцарапать какую-то невинную машину, волей злой судьбы оказавшуюся в том месте, где я припарковалась. И да, ужас мой был так велик, что я позорно сбежала с места преступления, а потом еще полчаса в панике сидела у подъезда, переосмысливая правила дорожного движения, проблемы автотрафика в Москве и мою угрожающую роль в этом процессе. После чего я приняла решение - ну его в баню, такие развлечения. Мир только выиграет от того, что я снова вернусь в стройные ряды пешеходов - ибо на этом поприще я абсолютно безвредна и безопасна. И такое я испытала облегчение и счастье после этого решения, что словами не передать. Просто камень с души упал, ей-богу, не вру. И решения я своего не меняла с тех пор, о чем не жалею ни капельки. Ибо не мое.
Хотя нет, вру. Один раз сподобил меня Создатель. Хотя, какой, в баню, Создатель. Зимина меня сподобила. Помнится, как-то зашла я к ней на огонек, а у нее дым коромыслом, компания какая-то гуляет. Видит меня Зимина и орет:
"Вот, Жень, у тебя же права есть!"
"Ну, есть" - осторожно так говорю, и народ оглядываю. Люди явно не первый час что-то отмечают, веселые все, игривые. А я что-то задержалась в тот день, не помню почему.
"Вот кто нас повезет за новой партией вина!" - обрадовалась Зимина. - "А то вино кончается, а сил еще много. Но, сама понимаешь, трезвых среди нас уже нет, ты одна осталась. Так что вот тебе ключи, я с тобой за компанию поеду, делов-то, ехать минут пять"
Не понравилась мне эта идея сразу. У Зиминой уже тачка тогда посерьезнее была, не отечественный автопром, а, кажется, "Мисубиши Харизма". Но Зимину фиг переспоришь, да и вина хотелось, а то, что это все вокруг такие веселые и счастливые, только я одна трезвая. Ну и села я за руль.
Ну, даже не знаю, стоит ли рассказывать дальше совершенно очевидные вещи. Поездка была действительно короткой, и заняла пару секунд - ровно столько времени мне понадобилось, чтобы впаяться в ближайший бордюр. Машина Зиминой обрела новую царапину, я получила новый опыт, который только утвердил меня в правильности моего решения никогда не садиться за руль, а Зимина сразу же протрезвела от быстроты и разрушительности моего маневра и тут же на месте происшествия принесла всем богам клятву никогда не пускать меня за руль своей машины и всячески препятствовать тому, чтобы я вообще когда-нибудь попыталась бы сесть за любой руль, любого транспортного средства, потому что она не желает терять меня раньше времени, и носить мне передачи в тюрьму тоже не желает. Так что с тех пор (а прошло уже больше десяти лет) я за руль не садилась, за что, я считаю, человечество должно быть мне признательно.
Journal information