И вот, знаете, я не очень люблю ввязываться в подобные споры, потому что у всех разные воспоминания. Но одно дело, когда мне начинают рассказывать про серость и нищету восьмидесятых, тут я могу понять - я росла в Москве, мой дед был замминистра, отец работал в очень крупном партийном журнале, ясное дело, у меня другие воспоминания должны быть, чем у дочери простых инженеров из условного Урюпинска. Я и не лезу. Мне повезло, не спорю. Но вот со школой - совсем другая история.
Дело в том, что к тому времени, как я пошла в школу, дед уже вышел на пенсию, а мама с отцом разошлись, когда я была в 3-м классе. И вот со всеми этими изменеиями я стала обычной советской школьницей, с разведенной мамой, получающей не очень много по тем временам. И пошла я в обычную московскую школу во дворе, причем я сейчас уже понимаю, что школа была откровенно слабенькой, даже по сравнению с соседней. Никаких спецшкол и прочих благ для избранных у меня не было. Разве что московское местонахождение, но тут уж, извините. Я не выбирала.
У нас постоянно менялись учителя. По литературе вообще с шестого по девятый класс через нас прошла целая куча практиканток, которые вообще не задерживались более трех месяцев. Да и другие предметы не сильно блистали. Биологию, например, преподавала очень калоритная бабулька, явно уже поцелованная стариной Альцгеймером. Бабулька носила высоченную прическу (валик подкладывала по моде 60-х) и оценки ставила по принципу, если у Иванова по всем предметам пятерки, то и по ботанике (или зоологии) будет пятерка, а у Петрова в основном тройки - то и ему тройку. Она не особо вызывала к доске, все больше зачитывала нам учебник, зато требовала, чтобы мы после каждого параграфа писали в тетрадях "выводы". Примерно классе в пятом до нас дошло, что "выводы" эти она не читает, а оценки лепит по вышеизложенному принципу. И тут нас понесло. Я вот лично помню, что несколько раз исключительно ради прикола, записывала туда стихи, естественно в строчку и без больших букв. Даже помню, что одним из таких приколов стало известное стихотворение Пушкина "мороз и солнце, день чудесный!". И получила за это ожидаемую пятерку. Не, я понимаю, Пушкин талантлив, но его произведение было озаглавлено очень нестандартно, что-то вроде "Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных". Или еще непревзойденный бенефис Зиминой, когда она минут десять у доски несла ахинею в духе "Тромбоциты, тромбоциты, что ж такое тромбоциты, тромбоциты, это тромбоциты конкретно, потому и тромбоциты". Класс валялся от смеха, а добрая бабушка поставила Зиминой пятерку, потому что та училась очень прилично.
И класс у нас был не самый дружный. Были группировки, враждовавшие между собой, были откровенные изгои, которых гнобили, был даже хулиган районного масштаба, завсегдатай детской комнаты милиции. Короче, никакой элитности и идиллии в моей школе не было.
Но вот я искренне считаю это время прекрасным и чудесным. И тогда считала. Я очень любила ходить в школу, делать уроки, кстати, тоже очень любила. И вообще - каждый день был для меня прекрасным, новым и удивительным, как и положено в детстве. Я не была звездой своего класса, не была лучшей ученицей (ну, разве что в восьмых-девятых классах, и то, только среди девочек), не была популярной красоткой (Зимина пользовалась у одноклассников куда большим успехом), но мне все было интересно. Я обожала учиться, хотя в старших классах мне далеко не все предметы давались легко, я радостно участвовала во всех внекласных мероприятиях. Ну да, мы тоже бунтовали и носили с Зиминой запрещенные джинсы, за что нас регулярно отправляли переодеваться домой. Но это был бунт ради бунта - просто потому что время было такое и возраст обязывал. Цой пел про перемены, а внутри нас бушевали гормоны. Как тут не бунтовать?
И я, правда, не понимаю, когда человек говорит о школе, как о каком-то концлагере. Или утверждает, что никаких знаний она ему не дала. Мне кажется, получение знаний в большей степени зависит от самого ученика, та же биология, на которую я вообще, как вы понимаете, смело могла положить с прибором, все-таки оставила в голове некий след, хотя бы потому, что мне проще было почитать параграф и написать нормальное резюме (дел-то минут на пятнадцать), чем постоянно прикалываться. Ну да, пошутила пару раз, и хватит. Да и вечно меняющиеся учительницы по литературе никак не помешали мне читать книги (коли было желание) и даже выдать сочинение по произведению, которое мы в школе вообще не изучали по причины отсутствия очередной практикантки, позволившее мне поступить в литературную гимназию при МГУ. А насчет порядков - так, извините, школа - она для учебы, а не для самореализации. Сначала изволь выучить азы, а потом уж самореализуйся сколько влезет. Ну, как мне кажется.
Скажите, а вы любили школу? И почему?
Journal information